Устройство автомобильного газового оборудования
На сегодняшний день существует 4 поколения газотопливных систем. Широкое распространение получили системы 2 и 4 поколения.
Схема газобаллонной установки 2 поколения
- Мультиклапан
- Газовая магистраль высокого давления
- Выносное заправочное устройство
- Газовый электромагнитный клапан-фильтр
- Редуктор-испаритель
- Дозатор
- Смеситель воздуха и газа
- Бензиновый электромагнитный клапан
- Переключатель ГАЗ-БЕНЗИН
Сжиженный нефтяной газ под давлением поступает из баллона(1) в газовую магистраль высокого давления(3).
Расход газа из баллона происходит посредством мультиклапана (2), через который также осуществляется заправка с помощью выносного заправочного устройства (4). По магистрали газ в жидкой фазе попадает в газовый клапан-фильтр (5), который очищает газ от взвесей и смолистых отложений и перекрывает подачу газа при выключении зажигания или при переходе на бензин.
Далее очищенный газ по трубопроводу поступает в первую ступень двухступенчатого редуктора-испарителя (6), где давление газа понижается до 0,2 МПа, а затем во вторую ступень, где оно понижается до значения близкого к атмосферному. Благодаря теплообмену между рудуктором-испарителем и охлаждающей жидкостью газ переходит из жидкой фазы в газообразную.
Под действием разряжения, создаваемого во впускном коллекторе работающего двигателя авто, газ из полости второй ступени редуктора-испарителя поступает в дозирующее устройство и по шлангу низкого давления через дозатор (7) поступает в смеситель (8), установленный между воздушным фильтром и дросельными заслонками карбюратора. Управление режимами работы (на газе или на бензине) осуществляется с помощью переключателя видов топлива (10), установленного на панели приборов.
При выборе позиции "ГАЗ" переключатель подает напряжение (открывает) на электромагнитный газовый клапан (5) и отключает электромагнитный бензиновый клапан (9). И, наоборот, при переходе с газа на бензин, переключатель закрывает газовый клапан и открывает бензиновый. С помощью светодиодов переключатель позволяет контролировать, какое топливо используется в данный момент. Также переключатель имеет специальную клавишу, управляющую обогатителем газовой смеси.
Схема газобаллонной установки 4 поколения (распределённый впрыск газа)
Распределенный впрыск газа работает по принципу последовательного впрыска, что предполагает подачу необходимого количества газа к каждому цилиндру через отдельную форсунку. Система использует сигнал впрыска бензина для определения корректного режима подачи газа, что исключает любые конфликты и гарантирует высокие эксплуатационные показатели.
Запуск автомобиля осуществляется на бензине. После запуска автомобиля с переключателем в позиции газ, компьютер ECU газа контролирует условия, которые должны быть исполнены для выполнения переключения. Сжиженный газ, находящийся в баллоне под давлением, которое зависит от его состава и от температуры окружающей среды, испаряется в редукторе и разжимается так, чтобы давление на выходе было на 0,95 бар выше вакуумметрического давления во впускном коллекторе.
В тот момент, когда температура двигателя достигает минимальной величины необходимой для переключения, открываются электроклапаны находящиеся на мультиклапане и на редукторе/ испарителе.
Когда появляются также другие условия необходимые для выполнения переключения (минимальный уровень оборотов, ускорение или замедление), система переключается на газ. В это время форсунки бензина отключаются, а компьютер ECU газа начинает управление форсунками газа. Компьютер ECU газа считывает время впрыска бензина и изменяет его на время впрыска газа, чтобы управлять форсункой отвечающей данному цилиндру.
Основания для установки оборудования 4 поколения для автомобилей:
- С пластиковыми впускными коллекторами.
- Удовлетворяющие экологическим нормам Euro-3, Euro-4.
- Предрасположенные к обратным хлопкам газа.
- Имеющие особенности в системах подачи топлива, делающие их не применимыми к установке классических газовых систем (например, Шеви-Нива).
- Любой другие, владельцы которых хотят сохранить все функциональные особенности работы двигателя, заложенные в него производителем.
Преимущества ГБО 4-го поколения (газовый инжектор) в сравнении с традиционными системами:
- Минимальный расход топлива;
- Минимальная потеря мощности двигателя на газовом топливе (1-2%);
- Выполнение нормативов токсичности ЕВРО-2, ЕВРО-3, ЕВРО-4;
- Отсутствие «хлопков» двигателя;
- Совместимость с бортовой самодиагностикой EOBD (не требует дополнительных эмуляторов);
- Минимизация ошибок монтажа и трудоемкости установки (все электрические соединения выполнены в виде разъемов);
- Стоимость системы сопоставима со стоимостью устаревшей системы с лямбда-контроллером.
Системы распредленного впрыска универсальны и предназначена для установки на автомобили с инжекторными двигателями. Автомобиль, дооборудованный такой системой, сохраняет мощностные характеристики.
Уровень токсичности отработавших газов на газовом топливе гораздо ниже, чем при работе на бензине.